среда, 16 июля 2008 г.

Влияние На Мужа

Замечательный ответ р. Кушнира о том, как заинтересовать мужа в учёбе. Это логически продолжает один из предыдущих постов, где я коротко заметил похожую идею. В ответе рава она описана детально, с конкретными предложениями...

Интересно заметить отдельную похвалу за то, что задали вопрос. К сожалению, для выходцев из бывшего СССР очень типична ментальность типа "сами с усами", в особенности в семейных отношениях. В религиозной среде же есть многовековая практика во всех вопросах (как по алахе, так и во всех областях жизни) советоваться с человеком, более глубоко смотрящим на жизнь... Именно это делает жизненно важным наличие рава для любого еврея... (об этом см. другой ответ р. Кушнира)

Отметим, что само слово рав (правильно переводящееся как "учитель") на языке оригинала однокоренное со словом ров ("множество", "больше") -- идея в том, чтобы выбрать учителем того, кто больше похож на Человека, чем ты, и учиться у него быть человеком. Намёк на это (как я слышал в лекции р. Абрамса) заключён в опрелении функции человечества: пру урву (Берейшис 1:28, обычно переводимое как "плодитесь и размножайтесь"). Пру (плодитесь) означает (как обьясняет р. Моше Шапиро) приношение плодов на том самом дереве жизни растущем в Ган Эдене (как потом выясняется, напрямую связанном с Торой, см. Мишлей 3:18). Рву (размножайтесь) имеет смысл "увеличивайте", становитесь Человеком сами и приближайте к этому других...

5 комментариев:

Vitaly Kozadayev комментирует...

О, вот за это отдельное тада раба...

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

За что спасибо, -- за ответ о природе мужчины или за дискуссию о том, что нужен учитель?

Vitaly Kozadayev комментирует...

В принципе и за то, и за другое - хотя мой изначальный восторг относился больше к мужской природе :)

Sasha комментирует...

если бы у меня был муж, я безусловно смог бы уговорить его учится...а вот уговорить самого себя, цель более сложная, и деликатная. что мудрейший рав к. думает по этому поводу?

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

По-моему называть меня равом граничит с умалением тех, кто достоин так называться на самом деле...

По сути вопроса, однако, на случай общих рекомендаций, можно просмотреть главу по зризус в Месиллат Йешарим у Рамхаля и похожую тему в Ховос аЛевавос у р. Бахьи.

Более конкретно об учёбе, нужно, как мне кажется, учить или вещи от которых сам получаешь удовольствие, или обязательные вещи для того, чтобы получать массу удовольствия в будущем. Для меня очень помогает искать глубину, даже в простых вещах (как алаха и грамматика, например), и тогда хочется учиться самому, не нужно заставлять себя.

Хотя, на самом деле, у меня неправильно спрашивать такое. Как знают мои близкие, я никогда не страдал этой проблемой, скорее наоборот...