четверг, 31 июля 2008 г.

Род Святого Духа

Интересная версия р. Кушнира о происхождении святого духа в христианстве. Очевиден его намёк на руах Элоким (Берейшит 1:2 и Раши там же - последний линк только для IE). Как справедливо заметил р. Кушнир (чего я сам до него не видел), это перемена рода. На языке оригинала, стоит глагол мерафэхет (витает), явно в женском роде. В христианстве, однако, не только род мужской, но и функция так же мужская.

Дабы не оставить уважаемого читателя без моего взгляда :-), вспомним, что слово руах на самом деле употребляется и в мужском, и в женском роде, и оба, - в одном и том же стихе Пророков (Мелахим 1, 11:19).

Чтобы обьяснить это, вспомним, что кроме очевидных значений (воздух, ветер, дыхание), слово руах так же означает уровень души, чья функция, - воля, то есть осуществление связи между уровнем нешама (уровень выражаемый в мысли) и уровнем нэфеш (уровень выражаемый в действии). При этом, суть свободы выбора человека есть выбор между доминирующей силой поступка; будет это нешама (интеллект, абстрактное) или нэфеш (незамедлительный балдёж :-), конкретное). Другими словами, выбор есть подчинить нэфеш нешаме, или нешаму подчинить нэфеш. Таким образом, или духовное подчинено материальному (разум используется для оправдания от преступлений перед совестью), или материальное, - духовному (и тогда делается то, что нужно, а не то, что ведёт к кратковременному удовольствию).

Именно это и реализуется на уровне руах. То есть, руах подчиняет один уровень другому, обеспечивая связь (мужская активность) приводящую к подчинению (женская пассивность). Отсюда и два рода у одного слова...
Отправить комментарий