четверг, 31 июля 2008 г.

Род Святого Духа

Интересная версия р. Кушнира о происхождении святого духа в христианстве. Очевиден его намёк на руах Элоким (Берейшит 1:2 и Раши там же - последний линк только для IE). Как справедливо заметил р. Кушнир (чего я сам до него не видел), это перемена рода. На языке оригинала, стоит глагол мерафэхет (витает), явно в женском роде. В христианстве, однако, не только род мужской, но и функция так же мужская.

Дабы не оставить уважаемого читателя без моего взгляда :-), вспомним, что слово руах на самом деле употребляется и в мужском, и в женском роде, и оба, - в одном и том же стихе Пророков (Мелахим 1, 11:19).

Чтобы обьяснить это, вспомним, что кроме очевидных значений (воздух, ветер, дыхание), слово руах так же означает уровень души, чья функция, - воля, то есть осуществление связи между уровнем нешама (уровень выражаемый в мысли) и уровнем нэфеш (уровень выражаемый в действии). При этом, суть свободы выбора человека есть выбор между доминирующей силой поступка; будет это нешама (интеллект, абстрактное) или нэфеш (незамедлительный балдёж :-), конкретное). Другими словами, выбор есть подчинить нэфеш нешаме, или нешаму подчинить нэфеш. Таким образом, или духовное подчинено материальному (разум используется для оправдания от преступлений перед совестью), или материальное, - духовному (и тогда делается то, что нужно, а не то, что ведёт к кратковременному удовольствию).

Именно это и реализуется на уровне руах. То есть, руах подчиняет один уровень другому, обеспечивая связь (мужская активность) приводящую к подчинению (женская пассивность). Отсюда и два рода у одного слова...

5 комментариев:

Vitaly Kozadayev комментирует...

Гениально :)

Что меня поражает - то, что у других сказка и домыслы, у нас совершенно конкретное знание.

Апостол Павел? Крылышки? Непорочное зачатие? Безалкогольная свадьба?

Ничего подобного - ученый еврей (кот. то ли ошибься, то ли специально около еврейские народы увел сильно в сторону...), духовная и физическая чистота семьи, и кидуш...

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

Не очень уверен, что ты имел ввиду. Я подозреваю, что у ищущих, вдумчивых христиан тоже есть обьяснение того, что такое Святой Дух. Хотя в моём ограниченном опыте, я никогда не слышал ничего вразумительного, несмотря на то, что задавал вопрос несколько раз...

Vitaly Kozadayev комментирует...

Те, кого ты назвал бы вдумчивыми и ищущими чаще становятся герами, чем находят вразумительные ответы (с твоей точки зрения)... :)

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

Не в моём опыте. В большинстве случаев, люди с которыми я общался или находили что-то разуиное, или переставали искать, или теряли форму религии (например, переставали быть христианами, продолжая верить в Б-га в произвольной форме).

Последнее происходит особенно часто (к сожалению, иногда даже с евреями ищущими в правильном направлении), в основном из-за (часто подсознатьльного) нежелания ограничивать себя какими-либо рамками. (Вопрос для тех, кто понимает: что стоит хэсед без гевуры?)

Правда, нельзя забывать, что сегодня очень мало людей, реально способных отвечать на вопросы вразумительным образом... К сожалению, это делает задачу ищушего существенно тяжелее...

Sasha комментирует...

меня всегдя выводит (из строя) диалектика религиозных евреев на тему християнства, в основном из за того, что обычно ярко проявляется как минимум неуважение к вере/людям, а чаше всего дажэ оскорбления. не удивился что эта статья не была исключением: "идея прошла большую трансформацию и ей приписывают всё, на что фантазия проповедника способна. Да и переводы с языка на язык, по-видимому, добавили к общей путанице. "

просто противно читать/слушать.

по поводу предыдущей переписке, придерживаюсь к твоей точке зрения, а Виталик похоже просто продолжает в духе автора статьи...