понедельник, 2 июня 2008 г.

Влияние На Жену

Рав Кушнир, в своём обычном стиле, анализирует одну из самых распространённых ошибок в семьях начинающих баалей тшува.

К слову сказать, одно из домашних заданий в классе по мусару (этике) у рава Орловека, -- это каждый день благодарить наших праведниц-жён за то, что они соглашаются терпеть нас.

Так же интересно заметить, что женщине, которая хочет повлиять на мужа, тоже лучше пользоваться пассивными способами - например дать возможность мужу больше учиться, а не скандалить почему муж в очередной раз проспал миньян (пример с миньяном слышал от Эстер Оффенгенден).

4 комментария:

Vitaly Kozadayev комментирует...

Вообще я в полном восторге. Спасибо!!!

Sasha комментирует...

http://asimplejew.blogspot.com/2006/11/wearing-sheitel-was-senseless.html

original posting is not that good, but commentaries on it are interesting (especially the last one about THE RAV)

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

В связи с вышеприведенной ссылкой, нужно сказать несколько вещей.

(1) Идея статьи в ссылке, - изначально проблематична. Если сказать, что женщина должна покрывать голову из-за понятия цниют (скромность), то не очень понятно, почему девушка за день до свадьбы не должна покрывать голову, а на следующий день, - должна: с точки зрения скромности, ничего не поменялось. Из этой ошибки и вытекают проблемы автора с мнением р. Файнштнейна...

(2) Что же касается идеи не покрывания головы с примером жены р. Соловейчика, то из самой статьи видно, что сам он был однозначно против такой практики. Тот же факт, что он нашёл этому обоснование можно (я думаю без натяжки, особенно учитывая контекст) отнести к стандартной практике алахических авторитетов пытаться найти хоть какое-то оправдание некорректным вещам принятых в их время. Хафец Хаим в Мишна Брура тоже часто это делает...

(3) Самым интересной ссылкой в этой теие, по-моему, является инение Бен Иш Хай, но это, - сефардский авторитет 19 века, поэтому будучи ашкеназом в США, сложно идти по его мнению против мнения подавляющего большинства современных авторитетов более близких к нашей реальности, как например р. Файнштейн. А вот если этим же вопросом задастся сефард живущий в Земле Израиля, то вопрос станет намного более интересным.

В конце концов, как у Илеля, надо идти и копать тему, чтобы понять что на самом деле происходит...

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

Увидел связанное с этой темой замечание у рава Михи Бергера, см. третью секцию статьи Шалом Алейхем (сокращённый вольный перевод мой, оригинальная ссылка по-английски).

В Талмуде (трактат Бейца 30а), Рава бар рав Ханин спрашивает, почему большинство людей хлопают в ладоши в субботу, и никто не протестует, - ведь мишна запрещает это чтобы не было у людей стремления настроить инструмент, и играть на нём. Абайе ... обьясняет, что мы не поправляем людей, если не ожидаем, что нас услышат, ибо лучше чтобы люди делали ошибки бессознательно, чем сознательно. Это же относится и к законам Торы (а не только к заборам мудрецов), которые даны намёком, а не в открытую.

Именно так некоторые литовские мудрецы поздних поколений обьясняют почему так мало женщин в довоенной Литве покрывало голову. Это делалось не потому, что было можно, а потому, что невозможно победить во всех спорах, и Учителя должны были выбирать, за какие принципы стоило бороться...