воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Ошибка Надава и Авиу

Урок «Ошибка Надава и Авиу» от 27 нисана, в моцэй Шаббос Шмини (2013.04.06).

Костяк урока построен по:

  • эссе р. Э. Э. Дэслера (английский вариант см. в книге «Strive For Truth!»)
  • эссе р. Г. Шорра на главу Шмини
  • комментарии Кесав Сойфера на недельную главу (спасибо р. Израилю Зельману за русский перевод)
Ошибка Надава и Авиу

  • Величие Надава и Авиу
    • Подъём на гору Синай
    • Утешение Моше
    • Их смерть, - искупление преступлений Израиля во все времена (Зоар 3:56)
  • Преступление - по р. Дэслеру
    • Список их преступлений, перечисленный мудрецами
      1. Вынесли практический закон перед учителем (Эйрувин 63а)
      2. Вошли в Святая Святых без разрешения
      3. Принесли приношение без повеления
      4. Принесли «чужой огонь» - из своих сердец
      5. Действовали сами по себе, даже не зависимо друг от друга
      6. Вошли после распития вина
      7. Вошли без одежд, обязательных для служения
      8. Не женились
      9. Ждали смерти Моше и Аарона, чтобы стать следующими лидерами поколения
      10. Открыто смотрели на раскрытие Б-жественного Присутствия на Синае
    • Первый уровень: осознание собственного величия
    • Второй уровень
      • Трещина в подсознании
      • Символика огня и уровень суда
      • Две формы энтузиазма
      • Жертва за идеал
  • Преступление - по р. Шорру
    • Избыток любви и трещина в трепете
    • Трещина в трепете у всего народа, и у них - и пробуждение трепета через смерть праведников
    • Питьё вина
      • Учёба сокровенного
      • Пили вино - не дождались приказа Свыше
      • Вывели алаху перед Моше - не дождались приказа Свыше
    • Наша учёба - помнить Чью Тору мы учим
  • Преступление - по Кесав Сойферу
    • дети Моше (и Шмуэля) и дети Аарона
    • нежелание погрузиться в работу общины за счёт собственной семьи
    • ошибка царя Хизкияу
    • «чуждый огонь» любви к Б-гу и Его народу
    • опять опора на себя, предпочли своё решение, не вопрос к Моше или к Б-гу
  • Похожесть - ассоциации
    • Первая ошибка
    • золотой телёнок

2 комментария:

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

Я получил следующий вопрос по этому уроку:

В списке из 10 "преступлений" Надава и Авиhу я не заметил еще одного, на мой взгляд немаловажного "преступления", о котором говорят комментаторы: они не только принесли "чужой" огонь, но и принесли его в "чужих" (т. е. своих) курильницах, нарушив указание Вс-го о том, что служение должно производиться только с помощью хромовой утвари. Считаешь ли ты, что это обстоятельство не заслуживает упоминания?

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

Ответ, мне кажется, следующий:

Мне кажется, что тот факт, что никто из учителей не задаёт Ваш вопрос означает, что все учат, что Надав и Авиу взяли курильницы из тех, что были действительно посвящены для Мишкана. То, что стих (10:1) говорит "каждый свою" не означает, что действительно свою (а не общественную, как Вы предлагаете толковать); скорее, имеется ввиду, что они взяли каждый отдельную (но из посвящённых) - иначе невозможно обьяснить даже как они могли такое сделать, это слишком очевидное нарушение. (А то, что они не были в одежде первосвященника не означает, что они были в своей одежде, а что они были в священническом облачении, но не в том, что сделано для первосвященника, а в том, что сделано для обыкновенных коаним).