понедельник, 22 декабря 2008 г.

О Тюремщиках, Арестантах И Раскаянии

Во время проводов Субботы, увидел интересное толкование очень странного пассажа из "Шаарей Тшува". Рабейну Йона из Героны, автор этого классического труда, в самом начале первой главы, пишет о том, как важно человеку сделать тешуву с помощью Рош-аШана и Йом-Кипур. Его словами, человек не сделавший тешуву похож на арестанта, сокамерники которого прорыли подкоп под стену тюрьмы и убежали на свободу, а сам узник решил остаться в камере. После чего, когда это увидел охранник тюрьмы, он принялся его бить, вычитывая арестанта о том, почему он не убежал.

Рав Моше Шапиро сказал, что слышал обьяснение в детстве от великого человека (скорее всего, имеется ввиду рав Элияу Элиэзер Дэсслер, с которым рав Шапиро был близок в детстве и юношестве). Арестант, не убежав, разрушил сам институт тюрьмы, показав, что снаружи и изнутри тюрьмы, - для него всё равно. Он заслужил побои, ибо проявил отсутствие боязни царя, в тюрьме которого не устрашился. Но особенно правильно, что бьет его охранник тюрьмы: уничтожив концепцию тюрьмы, узник оставил его без жизненной функции...

Так и человек, не сделавший тешуву, живёт, обволоченный нечистотой своей ошибки, ухудшая отношения между собой и Творцом. Не делая тешуву, такой человек показывает отсутствие боязни перед Царём царей, который вынужден теперь наказывать его, чтобы привести к раскаянию.

Интересен ещё один намёк. Так же, как и подкоп в тюрьме, - вещь неестественная, но не разрушающая само здание тюрьмы, так и Творец создал концепцию тешувы над этим миром, давая внутри него возможность (через тешуву) привлечь свет особенно высокого источника. Именно об этом говорит Талмуд, утверждая, что в месте, где стоят баалей тешува (совершившие раскаяние) не могут стоять даже праведники...

Отправить комментарий