воскресенье, 9 июня 2013 г.

Мера За Меру

Урок «Мера За Меру» от 1 тамуза, в моцэй Шаббос Корах (2013.06.09).

Костяк урока построен по:

  • эссе р. Хаима Шмулевича (английский вариант см. в книге «Sichos Mussar»)
  • эссе р. М. Вульфсона (английский вариант см. Parshas Korach & Tamuz»)
Мера За Меру
  • Р. Леви говорит (Сота 13б), что Б-г ответил на молитву Моше с просьбой войти в Землю Израиля (Деварим 3:26) теми же словами רב לך (достаточно тебе), которыми Моше ответил на заявления Кораха и его сообщества. Раши обьясняет, что р. Леви указывает на наказание Моше мера за меру.
    Вопросы:
    1. Что такое мера за меру, и для чего это нужно?
    2. В чём смысл ответа Моше, ответа Творца на его молитву, и где здесь мера за меру?
    3. Р. Йоханан обьясняет причину прерывания рассказа о Йосефе историей о Йеуде и Тамар (Берейшис Раба 85:2) тем, что Писание хочет противопоставить слово הַכֶּר (узнай), сказанное Тамар Йеуде тому же слову, сказанному братьями Яакову о рубашке Йосефа. А если бы Тамар использовала другие слова, Йеуде было бы менее стыдно?
    4. Как замечает Ялкут Шимони (глава Ваейлех) слова Б-га к Моше («Вот приблизились дни твоей смерти») резонируют со словами упрёка, которые Моше адресовал евреям («Вот они не поверят»). От того что Творец использовал бы другое выражение, смерть Моше стала бы меньшим наказанием?
  • Наказание Йосефа (Берейшис 37:2 и Раши там).
    • Три наказания Йосефа
      • Он говорил, что братья едят неправильно зарезанное мясо, а когда его посадили в яму, правильно зарезали козла для трапезы.
      • Он говорил, что братья называют детей Бильи и Зильпы рабами, и его самого продали в рабство.
      • Он говорил, что братья засматриваются на окрестных девушек, и набросилась на него жена Потифара.
    • Два последних можно понять, но первое непонятно: в чём наказание?!! Как его можно сравнить с остальными двумя?
    • Цель наказания: научить и реабилитировать, а не отомстить.
    • Мера за меру: указывает на область проступка.
    • Йосеф увидев зарезанного козла понял, что ошибался, и что привело к таким страшным последствиям.
  • Смертная казнь
    • 4 вида смертной казни в еврейском суде очень точно выверены.
    • Лжепророк: разрывание связи и смерть через удушение.
    • В отсутствие суда, человек умрёт соответствующей казнью (Кесубос 30а).
    • Наказание часто связано с преступлением больше, чем с заслуженной карой (Тосфос Сота 8б).
    • Важность наказания, - в его образовательном, а не наказательном аспекте.
  • Обьяснения вопросов.
  • Если человек всё понял сам, - его не за что наказывать, он сам наказал себя как нужно, это реализует меру наказания. За его стыд, наказание отменяется (если он действительно сам всё понял и сделал тешуву).
  • Корах по раву Вульфсону
    • Корах был возвышенной душой со стороны Суда, хотел реализовать царство Машиаха (делающее суд главным) немедленно.
    • Невозможность Машиаха сейчас: это приводит к потере неисправленных душ, а Творец обещал, что исправлено будет всё.
    • רַב לָכֶם означает велики вы» - Ваш уровень слишком велик для этого поколения, оно ещё не готово.
    • Тот же ответ Моше в поиске промежуточной реальности между ним и его поколением, и ответ: это невозможно.

Комментариев нет: