воскресенье, 21 октября 2012 г.

Ноах - Праведник В Своих Поколениях

Урок «Ноах - Праведник В Своих Поколениях» от 5 хешвана, в моцэй Шаббос Берейшис (2012.10.20).

Урок построен по эссе р. Элияу Элиэзера Дэслера. Английский вариант см. в книге "Strive For Truth!".

  • Вопросы:
    1. Талмуд (Зевахим 113б) говорит, что в земле Израиля не было Потопа. Почему Вс-вышний выделил её именно таким способом?
    2. Если так, то зачем нужен был ковчег (зачем строить, и зачем использовать его после постройки)?
    3. Раши на 7:23 приводит Мидраш Танхума, что жизнь Ноаха в ковчеге была ужасной, без перерыва занятой тяжелейшей работой по уходу за животными. Почему?
    4. Раши и Мидраш Танхума там же говорят, что однажды, Ноах опоздал на несколько минут покормить льва, и тот за это ударил его лапой, сделав калекой. Как наказание соответствует преступлению, оно кажется совершенно непропорциональным?
  • Судьба поколения Потопа выражена словами (6:13) "конец всей плоти пришёл передо мной из-за насилия (хамас, חמס), которое они произвели."
    • Следствие насилия - самоуничтожение
    • Конец пришёл сам, не надо было ничего делать
    • Онкелос переводит слово "хамас" как "хатуфин" (хватание), символ желания брать, эгоизма
    • Проблема поколения Потопа: неразбавленный эгоизм, противоположность цели Творения
  • Спасение от Потопа идёт в форме, противоположной преступлениям поколения.
    • Хэсед сияющий в ковчеге символизируется драгоценным камнем (6:16, Раши)
    • Задержка хэседа льву калечит уровень давания, это делает Ноаха калекой в физическом мире
    • Ковчег выдержал Потоп из-за защиты, дарованной хэседом
  • Отсутствие Потопа в земле Израиля
    • Символизирует более высокий уровень хэседа
    • Как у Авраама: ему плохо потому, что нет гостей
    • Комментарий р. Франда: отличие киддуша и хэседа
    • Комментарий р. Кушнира: отличие цадика от хасида (вода и пиво)
    • Природа земли Израиля: ясность видения Б-жественного Присутствия, прямой канал к Б-гу (яшар Кель)
      • Мы видим внешний мир глазами внутреннего мира
      • Увидеть Б-жественное Присутствие может только человек, погружённый в хэсед, только так можно увидеть хэсед Б-га
    • За жизнь на другом уровне хэседа, Авраам получил землю Израиля
    • На этом уровне не страшен Потоп, а Ноаху для спасения требовалась программа интенсивных тренировок в хэседе
  • Рейшис Хохма приводит Зоар: "человек сделавший преступление или не выполнивший предписывающую заповедь рассматривается как обкрадывающий Б-жественное Присутствие"
    • Всё, что нам дано, - это инструменты (келим כלים)
    • Неправильное использование - хищение в личных целях
    • Пример: деньги и цедака; неданная цедака - кража у бедных (Ишая 3:14)
    • Нужна тешува, чтобы вернуть всё обратно.
  • Праведник
    • Талмуд (Нида 16б): свыше определяют инструменты, но не праведность
    • Человек клянётся быть праведником, а не мерзавцем - использовать всё правильно
    • тот, кто ворует и предаёт доверие, - не праведник
    • Кого мы так грабим? Самого Б-га!
    • У праведника всё только для Б-га.
  • Функция Ноаха
    • Мидраш Танхума: Удвоение имени говорит о том, что Ноах в будущем мире был такой же, как Ноах в этом мире, поэтому утешая Йерушалаим, Вс-вышний клянётся в избавлении именно именем Ноаха.
    • Как может Б-г клясться именем человека?!!
    • Пока в мире нет насилия, то не будет и разрушения. Будующий мир, - тоже свобода от насилия и лжи.
    • Имя = функция; у Ноаха это, - праведность.
    • Клятва об избавлении именем Ноаха - выбор его функции как основной для избавления. Качеством Ноаха (праведностью) будет избавлен мир, мы не будем хотеть чужого.
  • Талмуд (Санэдрин 108а): 2 мнения о том, что означают слова "праведник в своих поколениях": одно к возвышению, одно к унижению.
    • Тут нет спора: если бы Ноах жил в поколении Авраама, то Авраам повлиял бы и на него, Ноах несомненно был бы выше уровнем
    • Потенциал Ноаха был огромен
    • Если бы Ноах жил нереализованный во время Авраама, то его нельзя было бы сравнить с Авраамом.
    • Видимое противоречие из другого места в Мидраш Танхума: Удвоение имени ставит Ноаха в один ряд с Авраамом, Яаковом, Моше и Шмуэлем.
    • Но ведь праведники бывают разных уровней, как же их можно уравнять?!!
    • Есть аспекты в которых все праведники равны, а есть, - в которых нет
    • Равенство праведников в корректном использовании всех инструментов
    • Но можно (в некоторых редких случаях) поменять реальность, как вверх, так и вниз (Талмуд, Хагига 30а: "может человек взять свою часть и часть своего соседа в Ган Эдене"
    • Авраам и награда 20 поколений
    • Почему название праведником рассматривается, как унижение

Связанные уроки:

Комментариев нет: