пятница, 19 октября 2012 г.

Тест Первого Человека

Урок «Тест Первого Человека» от 28 тишрея, в моцэй Шаббос Берейшис (2012.10.13).

Урок построен по эссе р. Элияу Элиэзера Дэслера. Английский вариант см. в книге "Strive For Truth!".

  • В Торе нет энциклопедической информации, из всего можно (и нужно) извлечь урок.
    • Пример: почёт Торы во время жизни р. Акивы
    • Пример: Нахум иш Гамзу
    • Ошибка первого человека далеко над нами, но нужно пробовать выучить что-то на нашем уровне
  • Духовный уровень первого человека был очень высок.
    • он простирался от земли до неба, от одного края Творения до другого (Хагига 12а)
    • ангелы перепутали его с Б-гом
    • идентификация животных (и соединение с ними по Пиркей де-раби Элиэзер
    • У него не было внутреннего врага (но был внешний).
      • Раши на 2:25 - враг вошёл только после ошибки
      • Ишая 5:2 - очищение от камней учится Раши как очищение от внутреннего врага; та же аллегория используется и обьясняется Рамхалем в Даас Тевунос
  • Выбор без внутреннего врага
    • Рамбан 2:9 - делал добро естественно, как ангелы
    • Нэфеш аХаим 1:6
      • мог сделать и то, и другое (и мы видим, что ошибся)
      • не было желания зла, оно было внешним по отношению к нему
      • замена ролей добра и зла, как 1-го и 2-го лица в человеке (я хочу, тебе нельзя)
    • Рамбам Путеводитель Заблудших (Морэ Невухим) I:2
      • как можно обрести свою самую важную черту, - интеллект, - через преступление?!!
      • он отличал правду от лжи, но идеи кошерно и не кошерно не имели смысла для него
      • суть ошибки, - соединение добра со злом; для нас зло, - иллюзия, но очень реальная; вначале так не было
      • עץ הדעת טוב ורע по р. Ш. Р. Гиршу - «дерево соединения добра и зла»
  • Суть его выбора, - между хорошо и лучше
  • Смысл теста змеем
    • весь קידוש השם (освящение Вс-вышнего) за всю историю человека был в этом выборе
    • ему этого показалось мало, он хотел больше
    • спуск в зло, - это возможность перевернуть само зло, - в добро
    • опоры в тексте Раши
    • не рассчитал силу зла, в которую окунулся

Связанные уроки:

Отправить комментарий