среда, 11 ноября 2020 г.

613 Заповедей

Талмуд в трактате Маккос в конце 23б рассказывает следующий короткий отрывок:
דרש רבי שמלאי שש מאות ושלש עשרה מצות נאמרו לו למשה שלש מאות וששים וחמש לאוין כמנין ימות החמה ומאתים וארבעים ושמונה עשה כנגד איבריו של אדם אמר רב המנונא מאי קרא (דברים לג, ד) תורה צוה לנו משה מורשה תורה בגימטריא שית מאה וחד סרי הוי אנכי ולא יהיה לך מפי הגבורה שמענום
Вот примерный перевод:
Толковал р. Симлай: 613 заповедей сказаны Моше на Синае: 365 запрещающих, в соответствии с днями солнечного года, и 248 предписывающих, в соответствии с органами человеческого тела. Сказал р. Амнуна: Что написано «Тора которую заповедал нам Моше?» (Деварим 33:6) [Слово] «Тора» в гиматрии 611, а [Первое и Второе Речения] «Я...» (Шемос 20:2) и «Не будет у тебя...» (Шемос 20:3) из Уст Мужества были услышаны.
Мы с ребятами только что проучили это место с комментариями некоторых Учителей. Вот короткий список наших вопросов, и если мы нашли, то и ответов к ним.
  1. Слово дараш (толковал), которым пользуется р. Симлай, обычно подразумевает источник, например стих, а вот слово амар (сказал), которым пользуется р. Амнуна, как правило, наоборот, не подразумевает конкретного источника. Какой источник у р. Симлая и почему он его не приводит?
    Ответ пока не найден.
  2. Почему учение приводится именно от имени р. Симлая? Однозначно за эпоху танаим (Учителей Мишны) было много людей, которые это говорили?
    Мне кажется, что на такие вопросы, как правило, даётся ответ 2 типов. Первый часто встречается в комментариях на Пиркей Авос, где обьясняют как высказывание Учителя иллюстрирует его уникальный подход к миру. Второй обычно связан непосредственно с именем говорящего. Мы с ребятами в нашей дискуссии пошли по второй дороге. (Важно знать, что следующее пока, - наши идеи, я не успел спросить своих учителей, если это действительно правильное обьяснение.) Дело в том, что имя Симлай родственно слову симла (одежда), которая намекает на концепцию раскрытия более возвышенного в более низком. Например, если муж хочет показать своей жене, что он её любит, он может её обнять, что-нибудь подарить, или написать ей стихи. Другими словами, чтобы выразиться, его эмоция должна принять форму жеста (обьятия), подарка или поэмы. Тогда мы говорим, что эмоция оделась в жест, подарок или стихи. В результате, «одетая» эмоция грубеет, становиться более сформированной и приземлённой, но получает материальное проявление в этом мире, с которым может связаться жена. В нашем случае, мы видим похожий эффект. Вс-вышний открывается человеку, но как спустить Его Бесконечность в реальность, где человек может как-то с этим соотнестись и построить отношения с бесконечным Творцом? Создатель выбирает раскрыть в мире ограниченное Присутствие с помощью универсального шаблона, одним из уровней которого и служит система 613 заповедей. В общем, этот шаблон называется в книгпх Учителей образом человека, и это один из уровней понимания того, что имеет ввиду Творец, когда пишет, что человек сотворён «по образу и подобию Вс-сильного» (Берешит 1:27). Пусть это Присутствие ограничено, но это то, с чем человек может строить отношения. Может быть именно поэтому в Талмуде это говорит р. Симлай (как бы «одевающий»).
  3. Что дискуссия о Декалоге делает в конце трактата Маккос?
    Ответ пока не набран.
Продолжение следует.

Комментариев нет: