воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Точность Суда

Увидел красивый комментарий к афтаре для прошлой недельной главы (Мецора), опубликованный в сборнике «Мишнас Хаим» за 5769 год, и решил написать здесь частичный перевод.

Отрывок из Пророков, связанный с недельной главой Мецора (Мелахим II 7:3-20), открывается посреди осаждённого сирийцами Шомрона, столицы северного царства. В городе свирепствовал ужасающий голод, сопровождаемый резким скачком цен на продовольствие.

Настолько велико было страдание евреев в городе, что царь Йеорам поклялся казнить пророка Элишу (6:31), считая, что пророк мог воздействовать на ситуацию силой своей молитвы, но не сделал этого. Когда царский антураж приблизился к Элише для исполения царских намерений, похоже, что царь передумал. В этот момент Элиша получил от Вс-вышнего пророчество что голод закончится уже завтра, и даже цена муки тонкого помола очень сильно упадёт (7:1).

Один из вельмож царя скептически отозвался о словах пророка, не веря, что такое может произойти. Элиша отреагировал очень резким упрёком (7:2): «увидишь (это зерно) своими глазами, но есть его не будешь». Через некоторое время, группа людей пораженных цараас выбирая между голодной смертью за городом и смертью от сирийского оружия, выбрали посмотреть на сирийский лагерь. Подойдя вплотную, они с удивлением обнаружили лагерь покинутым, вместе со всеми запасами провианта и многими ценностями. Они передали эти новости царю в город, и после расследования стало ясно, что Творец совершил огромное чудо устрашив неприятеля, и супостаты в ужасе ретировались через Иордан в такой поспешности, что побросали всё чтобы лишь добежать быстрее. Евреи набросились на запасы сирийцев, и как обещал Элиша, цена на продукты резко упала.

Вторая часть пророчества так же сбылась: вельможа-скептик был поставлен у ворот когда толпа людей хлынула в сирийский лагерь; он увидел всё преображение реальности, но не смог поучаствовать в общей радости, ибо был растоптан хлынувшим через ворота людским потоком.

Один аспект реализации принципа мера-за-меру в истории с этим вельможей очевиден: за сомнение в чуде он не удостоился получить от этого чуда пользу. Но спрашивает рав Залман Сороцкин (в Ознаим лаТора, комментарий на афтару недельной главы Мецора), чем этот человек заслужил наказание смертью? Как мы знаем, принцип мера-за-меру реализуется с абсолютной точностью; что же такого сделал этот человек, что заслуживало смертной казни в глазах Небесного Суда? Он должен был сделать нечто, далеко заходящее за простое недоверие словам пророка.

Объясняет рав Сороцкин, что реакция этого вельможи на слова пророка была не простым недоверием, а хорошо просчитанным шагом. Ведь изначально, царь хотел обезглавить Элишу, но передумал, появившись у пророка. Но этот вельможа пытался отвратить благоволение царя от Элиши, выражая скептицизм по поводу возможности реализации полученного Элишей пророчества. Таким образом получается, что вердикт вынесенный Небесным Судом был устрашающе точен.

Дополним теперь картинку словами РаЛБаГа. Спрашивает рав Леви бен Гершон, как этот человек оказался на таком опасном месте в такое удивительное время? Его ответ: он потерял благоволение царя Йеорама за стремление во что бы то ни стало избавиться от Элиши, и царь специально назначил его на самый опасный пост, предполагая страшный людской поток проходящий через ворота, сносящий всё на своем пути. Таким образом, царь дал возможность Небесам и пощадить, и уничтожить этого человека, в любом случае, отчасти скрывая чудо.

Смотря на такую точность Небесного Суда, очень тянет задуматься о том, как судят меня за те вещи которые я делаю...

Комментариев нет: