воскресенье, 28 июля 2013 г.

Жертвенность Жизни

Урок «Жертвенность Жизни» от 21 ава, в моцэй Шаббос Эйкев (2013.07.27).

Костяк урока построен по:

  • эссе р. Хаима Шмулевича (английский вариант см. в книге «Sichos Mussar»)
Жертвенность Жизни
  • Колена мешкали спускаться в море, пока Нахшон бен Аминадав не сделал это первым (Сота 37а). За это колено Йеуды (и лично Нахшон бен Аминадав) принесло приношения для инаугурации Мишкана первым (Бамидбар Раба 13:7).
    • Почему колена мешкали?
    • Не может быть чтобы у них не хватало смелости - ведь гораздо менее духовно возвышенные евреи во все времена жертововали жизнью ради исполнения Б-жественной Воли?!!
      • Самопожертвование не естественный поступок для человека
      • (р. Дэслер от имени Руах Хаим) У евреев это, - результат поступков Авраама (позволившего Нимроду бросить себя в печь в Уре) и Ицхака (согласившегося на акейду)
      • Авос как причина нашего существования, образующие наш генотип
  • Ответ: у них не было повеления умереть в море, а они не доверяли Творцу до такой степени, чтобы пройти через бушующее море думая, что они выживут
  • Доверие Нахшона бен Аминадава было абсолютным: с его точки зрения, слово Б-га и есть сама реальность
  • Такое доверие - характеристика всех 40 лет пребывания в пустыне
    • Евреи были как ребёнок в руках матери
    • Разборка и сборка Мишкана были на одном месте, как ребёнок на руках матери недвижим относительно её (обьяснение ответа Талмуда в трактате Шаббос 31а)
    • Евреи создавали временными жилищами в пустыне тхум (субботнюю границу), хотя обычно временная хижина не создаёт тхум - потому что их постоянное доверие Б-жественным повелениям было как-бы пребыванием на постоянном месте, как ребёнок теряет абсолютное положение в пространстве в маминых руках - важно лишь положение относительно мамы, хоть она и движется (обьяснение ответа Талмуда в трактате Эйрувин 55б)
  • Мы видим ещё раз, что жизнь ради Творца выше смерти ради него
    • Хананья, Мишаэль и Азарья не обязаны были идти в печь во время Невухаднецара (см. Даниэль 3, Тосфос Псахим 53б)
    • Рамбам учит, что если человек не обязан умирать, - он не имеет на это права (Законы Основ Торы 5; заметим, что Тосфос спорит). Как Рамбам будет обьяснять их поступок?
    • Мидраш говорит, что они знали пророчески, что их спасут. Тогда в чём было величие их поступка? В доверии Творцу
    • История о человеке висящем над обрывом: есть ещё кто-нибудь?
    • Границы доверия: командировка Даниэля

Отправить комментарий