Урок «Живые и Мёртвые» от 4 ияра, в моцэй Шаббос Тазриа-Мецора (2013.04.13).
Костяк урока построен по:
- эссе р. Хаима Шмулевича (английский вариант см. в книге «Sichos Mussar»)
- Талмуд (Недарим 61б) приводит, что 4 человека называются мёртвыми: бедняк, поражённый цараас, слепой и бездетный. Вопросы:
- Что объединяет этих четверых?
- Почему это называется «быть мёртвым»?
- Что такое жизнь?
- Ценность жизни
- Билам сказал и был убит, Иов смолчал и был подвергнут мучениям. (Ялкут Шимони ???) Кажется, что это непропорциональное наказание - Билам за зверство отделался лёгкой и быстрой смертью, а Иов за трещину (ещё и с рациональным оправданием) так мучался.
- Вывод: жизнь сама по себе - огромная ценность
- «Наказать наказал меня Г-сподь, но смерти не предал.»(Теилим 118:18)
- Страдания на фоне самой жизни, - как мелкие потери на фоне выигранной лотереи
- «Живому на что жаловаться?»(Эйха 3:39)
- Мы должны ценить жизнь.
- Так же как и любой другой подарок, жизнь нужно ценить, а то её заберут.
- Лишняя фраза Яакова
- 33 года включали и вопрос фараона
- Яаков должен был выглядеть, как наделённый величайшим даром. (см. Даас Зекейним на это место)
- «Лучше один момент мира грядущего, чем все удовольствия этого мира, но лучше один момент тешувы и добрых дел в этом мире, чем весь мир грядущий.» (Авос 4:17)
- Визуализация по методу р. Дэслера
- Смысл жизни - реализация потенциала
- Цицис и история о смерти Виленского Гаона
- Обьяснение слова «жизнь» через «живую воду» и её законы (по р. Моше Шапиро) - наглядная иллюстрация реализации потенциала
- Так же как и любой другой подарок, жизнь нужно ценить, а то её заберут.
- Второй аспект жизни - отношения между людьми: давание
- «Не хорошо бытие человека одному.» (Берешис 2:18)
- Обязательный аспект добра и счастья, - поделиться этим с кем-то.
- Причина сотворения мира, описанная Ари - природа добра делиться добром. Это же встроено в природу человека, ведь мы сделаны по Его Образу.
- Давание, - определение величия человека.
- Четверо «мёртвых»
- Поражённый цараас - отрезанный от общества не может давать другим
- Слепой
- Слух эквивалентен всей жизненной силе (см. Бава Батра 85б). Но учителя не называют глухого мёртвым. Почему?
- Для человека, слух - самая важная способность. Но связь с другими устанавливается через взгляд.
- Моше не чувствовал чужой боли по-настоящему, пока не увидел (см. Шемос 2:11 и Раши там).
- Яаков обнимал и целовал Эфраима и Менаше перед тем, как благословить (см. Берешис 48:10), для того чтобы привязаться к ним в полной мере, потому что он был слеп (см. Сфорно там).
- Проблема слепого - отсутствие полноценной связи.
- Бездетный
- Самая сильная способность давать выражается через наших детей.
- Две мамы у царя Шломо (см. Мелахим I 3:16-28) - женщина готова на чудовищное преступление, чтобы удовлетворить жажду давания.
- Бедняк - хочет, но не может помочь
- Единственная жизнь которую стоит жить - наполненная даванием.
- Контрольный вопрос:
- Почему Учителя в Талмуде говорят, что мерзавцы мертвы при жизни, а праведники живы после смерти?
- Связанные уроки:
1 комментарий:
У меня самого возник вопрос на позицию р. Шмулевича об истории с двумя женщинами и царём Шломо. Если вторая (не мать) была движима лишь безудержной жаждой давать, как она могла согласиться с рассечением живого ребёнка?
Отправить комментарий