воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Живые и Мёртвые

Урок «Живые и Мёртвые» от 4 ияра, в моцэй Шаббос Тазриа-Мецора (2013.04.13).

Костяк урока построен по:

  • эссе р. Хаима Шмулевича (английский вариант см. в книге «Sichos Mussar»)
Живые и Мёртвые

  • Талмуд (Недарим 61б) приводит, что 4 человека называются мёртвыми: бедняк, поражённый цараас, слепой и бездетный. Вопросы:
    • Что объединяет этих четверых?
    • Почему это называется «быть мёртвым»?
    • Что такое жизнь?
  • Ценность жизни
    • Билам сказал и был убит, Иов смолчал и был подвергнут мучениям. (Ялкут Шимони ???) Кажется, что это непропорциональное наказание - Билам за зверство отделался лёгкой и быстрой смертью, а Иов за трещину (ещё и с рациональным оправданием) так мучался.
    • Вывод: жизнь сама по себе - огромная ценность
    • «Наказать наказал меня Г-сподь, но смерти не предал.»(Теилим 118:18)
    • Страдания на фоне самой жизни, - как мелкие потери на фоне выигранной лотереи
    • «Живому на что жаловаться?»(Эйха 3:39)
  • Мы должны ценить жизнь.
    • Так же как и любой другой подарок, жизнь нужно ценить, а то её заберут.
      • Лишняя фраза Яакова
      • 33 года включали и вопрос фараона
      • Яаков должен был выглядеть, как наделённый величайшим даром. (см. Даас Зекейним на это место)
    • «Лучше один момент мира грядущего, чем все удовольствия этого мира, но лучше один момент тешувы и добрых дел в этом мире, чем весь мир грядущий.» (Авос 4:17)
      • Визуализация по методу р. Дэслера
      • Смысл жизни - реализация потенциала
      • Цицис и история о смерти Виленского Гаона
      • Обьяснение слова «жизнь» через «живую воду» и её законы (по р. Моше Шапиро) - наглядная иллюстрация реализации потенциала
  • Второй аспект жизни - отношения между людьми: давание
    • «Не хорошо бытие человека одному.» (Берешис 2:18)
    • Обязательный аспект добра и счастья, - поделиться этим с кем-то.
    • Причина сотворения мира, описанная Ари - природа добра делиться добром. Это же встроено в природу человека, ведь мы сделаны по Его Образу.
    • Давание, - определение величия человека.
  • Четверо «мёртвых»
    • Поражённый цараас - отрезанный от общества не может давать другим
    • Слепой
      • Слух эквивалентен всей жизненной силе (см. Бава Батра 85б). Но учителя не называют глухого мёртвым. Почему?
      • Для человека, слух - самая важная способность. Но связь с другими устанавливается через взгляд.
        • Моше не чувствовал чужой боли по-настоящему, пока не увидел (см. Шемос 2:11 и Раши там).
        • Яаков обнимал и целовал Эфраима и Менаше перед тем, как благословить (см. Берешис 48:10), для того чтобы привязаться к ним в полной мере, потому что он был слеп (см. Сфорно там).
        • Проблема слепого - отсутствие полноценной связи.
    • Бездетный
      • Самая сильная способность давать выражается через наших детей.
      • Две мамы у царя Шломо (см. Мелахим I 3:16-28) - женщина готова на чудовищное преступление, чтобы удовлетворить жажду давания.
    • Бедняк - хочет, но не может помочь
  • Единственная жизнь которую стоит жить - наполненная даванием.

1 комментарий:

Dmitry Kreslavskiy комментирует...

У меня самого возник вопрос на позицию р. Шмулевича об истории с двумя женщинами и царём Шломо. Если вторая (не мать) была движима лишь безудержной жаждой давать, как она могла согласиться с рассечением живого ребёнка?