воскресенье, 11 декабря 2022 г.

Свобода Выбора 7 - Маамар аль аТешува 1

Мы продолжаем учить темы связанные со свободой выбора. Эта запись начинает мини-цикл о награде и наказании, которое приходит как следствие выбора. Этот цикл основан на Маамар Аль аТешува р. Эльханана Вассермана, основного ученика Хафец Хаима.

Основные идеи:

  • Месиллас Йешарим (глава 4) говорит, что тешува является проявлением милосердия, так как нелогично было бы аннулировать свершённые действия из реальности просто потому, что у автора поступка поменялась система ценностей.
  • Талмуд Киддушин 40б говорит, что если праведник в конце дней сожалеет о служении Творцу, то теряет свою заслугу - это явно мера суда, что противоречит Месиллас Йешарим выше.
  • Ответ Хафец Хаима - мы говорим о тешуве от любви, так как тешува от трепета не есть настоящее сожаление. Когда всё идет от любви, логична отмена поступка, но не переворот в заслуги. (Ответ не принимается, т.к. язык самого Рамхаля звучит по-другому.)
  • Два аспекта заповеди - общее выполнение Воли Творца и частное исправление, достигнутое заповедью.
  • Передумавший теряет общий аспект, т.к. не желает больше исполнять Волю Творца, но не частный аспект достигнутого исправления и целостности.
  • Пример с людьми из Анатота: Талмуд Бава Кама 16б говорит, что Ирмеяу просил Творца не дать людям из Анатота выполнить заповедь, хотя Талмуд в Берахос 6а говорит, что человек получает награду уже за намерение сделать хороший поступок. Ответ в том, что люди получат за общее намерение, но не за частное исправление.

Связанные уроки:

Комментариев нет: