Основные идеи:
- Месиллас Йешарим (глава 4) говорит, что тешува является проявлением милосердия, так как нелогично было бы аннулировать свершённые действия из реальности просто потому, что у автора поступка поменялась система ценностей.
- Талмуд Киддушин 40б говорит, что если праведник в конце дней сожалеет о служении Творцу, то теряет свою заслугу - это явно мера суда, что противоречит Месиллас Йешарим выше.
- Ответ Хафец Хаима - мы говорим о тешуве от любви, так как тешува от трепета не есть настоящее сожаление. Когда всё идет от любви, логична отмена поступка, но не переворот в заслуги. (Ответ не принимается, т.к. язык самого Рамхаля звучит по-другому.)
- Два аспекта заповеди - общее выполнение Воли Творца и частное исправление, достигнутое заповедью.
- Передумавший теряет общий аспект, т.к. не желает больше исполнять Волю Творца, но не частный аспект достигнутого исправления и целостности.
- Пример с людьми из Анатота: Талмуд Бава Кама 16б говорит, что Ирмеяу просил Творца не дать людям из Анатота выполнить заповедь, хотя Талмуд в Берахос 6а говорит, что человек получает награду уже за намерение сделать хороший поступок. Ответ в том, что люди получат за общее намерение, но не за частное исправление.
Связанные уроки:
Комментариев нет:
Отправить комментарий